«Шагай» используются по сей день в древнем обряде гадания, позволяющем узнать судьбу, заглянуть в будущее.
МОНГОЛЬСКИЕ ШАШКИ
Дойбод сохихо - вид игры в шашки на шахматной доске.
 

Шашки / бабки - натуральные бараньи косточки, альчики или шагай. Поле для игры из кожи. И поле и шашки собираются в удобную сумочку. Игра в такие шашки аналогична современной игре, только шашек в игре участвует больше (по 20 у каждого игрока).

Кроме того, используя этот набор также можно играть в такие игры, как шагай няhалха, хонгордоохо, шагай шуурэхэ, шагай харбаха, арбан хоёр шагай, морин урилдаха.

Также «Шагай» используются по сей день в древнем обряде гадания, позволяющем узнать судьбу, заглянуть в будущее.

Гадание «Шагай»: Человек собирает косточки в ладони и шепчет им свое желание, затем бросает шагай на пол или на стол. Результат зависит от того, какой стороной упадут альчики: сторона с бугорком, верхняя называется бухэ (у некоторых ухэр), а противоположная ей, нижняя, с углублением - хото (или хонхо, тальти); боковая, гладкая - морин или тэмээн, другая - боковая, с ямочкой - хэр или бухэ. Может быть много разных комбинаций и каждая из несет в себе ответ на просьбу или вопрос гадающего.

Эта удивительная ручная работа монгольских мастеров, выполненная из войлока шерсти сарлыков (яков), в центре шахматное поле из кожи. Двустороннее игровое поле сворачивается в компактный конверт. В комплект входит 94 косточки "Шагай" и игральный кубик.

Ручная работа.
Монголия.

размер поля 33х33 см

Цена 2 000 руб.

Вот несколько игр в которые можно играть используя этот набор:

Шагай няhалха. Каждый игрок берет определенное количество альчиков, и все по очереди подбрасывают свои альчики вверх и смотрят, в каком положении они упали: бугорком (бухэ) или углублением (хонхо) вверх или иначе. У кого альчиков в положении бухэ окажется больше, тот начинает игру.
Он собирает все альчики и бросает их с высоты на пол, чтобы они упали вразброс. Затем щелчком среднего пальца бьет по одному из альчиков, направляя его в следующий, лежащий в одинаковом с ним положении, стараясь при этом не задеть другие. Если он не попадает в намеченный. шагай (альчик) или заденет другие, а также если среди альчиков не останется больше одинаково лежащих, то в игру вступает второй и т.д. При каждом удачном щелчке играющий откладывает в сторону битый альчик. Самому последнему игроку приходится наименьшее количество альчиков. Случается так, что первый обыгрывает сразу же всех остальных, но такое бывает очень редко. После того, как все альчики будут выбиты, определяют, у кого самое меньшее количество альчиков, и, приняв это за норму, каждый выставляет альчики. Игра повторяется - опять устанавливают очередь по количеству бухэ, бросают альчики с высоты, начинают выбивать щелчком одинаково лежащие альчики и т.д., до тех пор, пока все альчики не окажутся в руках одного человека, и тогда игра считается оконченной.

Хонгордоохо. Один из участников игры берет полную горсть альчиков, подбрасывает их и ловит тыльной стороной правой кисти, опять подбрасывает и в этот раз ловит ладонью. Пойманные альчики складываются в сторону. Альчики, которые скатились с руки, подбирают следующим образом: подбрасывают один самый крупный альчик, который называется шуурэгшэн или сохо, и, пока он летит, играющий схватывает с пола столько альчиков, сколько было поймано в первый раз и ловит падающий шуурэгшэн. Если ему удается поймать его на лету, то он выигрывает и откладывает один шагай как выигрыш. Он продолжает игру, пока не обронит шуурэгшэн. В противном случае игра переходит к следующему по очереди. Победителем считается тот, у кого альчиков окажется больше.

Шагай шуурэхэ. Играющие усаживаются в круг, посреди которого высыпается целая куча альчиков. Каждый выбирает из кучи наиболее крупный шагай - шуурэгшэн, который он должен подбрасывать вверх. Игру начинает всегда тот, кто сидит на восточной стороне (нара гараха зугтэ). Он подбрасывает шуурэгшэн и, пока альчик летит, должен успеть отделить от кучи столько альчиков, сколько он может схватить и поднять, и при этом поймать на лету падающий шагай, затем подбрасывает шуурэгшэн вторично, схватывает отделенные ранее альчики и подставляет руку под падающий шагай. Если играющий уронит хоть один альчик или у него отскочит шуурэгшэн, - он проигрывает. Тогда вступает в игру следующий, сидящий от него слева и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного альчика из кучи. После этого каждый играющий (или каждая команда, если играющие разделились на две группы) выставляет определенное количество альчиков. Эти альчики скучиваются, и игра начинается снова.
Иногда альчики не скучиваются, а разбрасываются. При такой игре требуется умение сразу схватить сколько-нибудь альчиков, не задевая другие, и в то же время успеть подхватить падающий шуурэгшэн. Хороший игрок схватывает штук 15-20, а начинающие - едва от 2 до 4 альчиков.

Шагай харбаха. Для проведения этой игры нужно иметь хабтагай ушмодон - дощечку, длиною около 100 см, шириною 25 см, харбуул - брусок с пазом, длиною 33 см, шириною - 3 см и жорхо - костяную палочку, длина которой около 8 см, ширина - 1 см и толщина 0,5 см. Эта палочка вкладывается в паз бруска и сбрасывается щелчком среднего пальца, который кладется при этом под указательный.
Играющие делятся на две команды, но в одной игре могут участвовать только 6 человек от каждой группы. Они размещаются в 2-3 метрах в обе стороны доски поровну. Садятся, подогнув ноги, причем левую ногу выдвигают несколько вперед и на носок кладут харбул, в паз которого вложена костяная палочка. Харбул придерживают левой рукой, а правой, средним пальцем делают щелчок по палочке - жорхо, чтобы она полетела и сбила с доски расставленные на ней альчики. Обычно на доске расставляют 12 альчиков: 10 алъчиков в одну линию вверх стороною морин, между ними помещают 11-й шагай-бухэ, а на него ставят 12-й альчик, который по цвету отличается от других.
Иногда харбул держат на ладони левой руки; когда играет девушка, то она становится на правое колено, а на левое кладет харбул.
Очередь определяется для каждой стороны обеих команд по количеству шагай-бухэ из трех брошенных альчиков. Играющие с одной стороны стреляют до тех пор, пока не собьют все альчики, стоящие на доске, но главная цель игры: сбить средний шагай.

Арбан хоёр шагай. Берут 12 альчиков и подбрасывают их, у кого больше альчиков упадет в положении бухэ, тот и начинает игру. Очередь следующего в нисходящем порядке по количеству альчиков-бухэ. Играющий берет все альчики, подняв их вверх, бросает, затем выбирает и откладывает все бухэ, остальные опять подбрасывает и снова отбирает и так до 12 раз. Если в результате 12 попыток ему удается выбрать все альчики, он выигрывает, и игра должна начаться снова. Если никому не удалось выбрать все альчики, выигрыш достается тому, у кого отобранных альчиков больше.

Морин урилдаха. Играют двое. Расставляют в ряд 10 альчиков. Играющие выбирают по одному "бегунцу" из свободной кучи альчиков и ставят их по обеим сторонам первого альчика, затем берут три альчика и бросают их сверху на пол. Если среди них окажется альчик в положении морин, бросавший передвигает свой альчик и ставит рядом со вторым альчиком, если окажется два морин - ставит рядом с третьим и т. д. Выигрывает тот, чей бегунец проходит все десять альчиков ряда.

Rambler's Top100